«Метеора. Том 1-5» А. Габрелянов, И. Худаев, А. Булатова

Однажды, сидя в антикафе, в котором частенько читал комиксы, я обратил внимание на работы «Bubble». Это были синглы «Красной Фурии». Персонаж меня заинтересовал, и некоторое время спустя я познакомился со всей вселенной вплоть до глобального кроссовера «Время Ворона» и стал на постоянной основе собирать 3 серии — «Майор Гром/Игор Гром», «Красная Фурия/Союзники» и «Метеора». О последней и хочется рассказать подробнее.

«Метеора» — серия, которая в силу своего сеттинга максимально отдалена от других линеек «Bubble». Ее действие происходит в космическом пространстве. Земля здесь — планета, изолированная от Галактики и вселенной в целом. Главными героями комикса являются контрабандисты Алёна Кузнецова, прозванная за свой взрывной характер Метеорой; антропоморфный кот Пушоргал (для друзей просто Пуш) — наследный принц империи Ур-Лирим; Зигги — махокус (род существ, которые умеют изменять свою внешность) в образе синего хомяка, мастер на все руки, а также любитель азартных игр и земных «Арэшков». Эта разношерстная компания скитается по галактикам, промышляя контрабандой: то надо провезти секретную технологию на осажденную планету, то неизвестный груз, оказавшийся зародышем черной дыры. В общем, работы у ребят невпроворот. При этом их постоянно преследуют то солдаты Коалиции, одной из двух крупнейших фракций в высшем органе управления — Галактическом Совете, то наемные убийцы, то еще какое отребье.

Сюжет вкратце мы обрисовали, теперь поговорим о его плюсах и минусах. Не вызывает сомнений, что создание космооперы с нуля — работа ответственная и весьма непростая. Поэтому на начальных этапах мы увидим сходство со многими другими произведениями жанра: крутые и уважаемые герои непременно оказываются на мели и, разумеется, берутся за первое попавшееся задание, чтобы заработать шальных энергокубов — глобальной космический валюты.

Но чем дальше мы продвигаемся от одной арки к другой, шаблонные характеры обрастают «мясом» и становятся интересными. Мы узнаем о детстве Оры, ее знакомстве с Пушем, истории их родителей и видим поступки, которые герои совершают во время своих путешествий. Зигги, например, ничего не стоит изменить внешность и оформить с десяток кредитов в межгалактических банках по поддельным документам. И никаких угрызений совести он при этом не испытывает.

Сложнее дело обстоит с антагонистами. В серии их чересчур уж много, и все они мечтают лишь об одном — увидеть гибель Алёны. Многие из них появляются всего лишь в одном номере или арке, и сценарист не утруждает себя детальной разработкой их историй. Кто такая охотница расы Лирим? Почему Честный Уле, некогда уважаемый контрабандист, решил пренебречь своими принципами? Об этом сказано крайне мало. Наиболее проработанный отрицательный персонаж в комиксе — коммисар Коалиции Заб Неру, живой гриб, имеющий личные счеты с землянами, которые, несмотря на их немногочисленность, очень опасны.

Вообще мир «Метеоры» крайне богат и имеет большой потенциал, что подчеркивают дополнительные материалы, которые расскажут читателю и о политической борьбе в Галактическом Совете, и о множестве рас, населяющих бескрайние галактики и солнечные системы, и о технических характеристиках кораблей. Однако по мере чтения у меня возник следующий вопрос: почему большая часть мира серии раскрывается именно через дополнительные материалы? Тот, кто их не читает, вряд ли поймет, кто такой Шид Архитектор и причем здесь, собственно, «рой»? А что делать читателю после четвертого тома, когда «Космопедия» исчезает со страниц комикса?

Но основная проблема серии заключается в другом. Главным ее недостатком я назвал бы отсутствие у авторов, работавших над комиксом, четкого представления о том, как должны развиваться события. Артем Габрелянов умело погружает нас в мир, находящийся за пределами орбиты Земли, представляет персонажей и создает благотворную почву для развития истории, а затем его неожиданно сменяет Игорь Худаев, которому понадобилось ровно два тома на раскачку, чтобы в четвертой арке наконец показать проработанную структуру и создать лучшую книгу серии. На смену ему приходит Анна Булатова, которая практически след в след повторяет путь своего предшественника… Худаеву пришлось писать сценарий «Метеоры» в период, когда издательство и «Время Ворона» переживали не лучшие времена, потому, пытаясь привязать серию к кроссоверу больше, чем это необходимо, он потерял нить повествования. В работе Булатовой же можно найти и удачные и неудачные идеи, и все же ей не удалось убедить меня в том, что продолжение истории заслуживает внимания.

К числу несомненных достоинств серии мне хотелось бы отнести юмор. Алёна цитирует Остапа Бендера; Зигги, минуту назад разящий противников из громадных пушек своего экзоскелета, удирает с места битвы в прогулочном шаре для хомяков, который был частью того же самого экзоскелета (не без упоминания красных кнопок). В комиксе можно найти и более житейские ситуации: например, клерки даже во время сражений, разворачивающихся на улицах города, отказываются покидать рабочие места потому, что «у них дедлайн». Все это органично вплетено в сюжет, зачастую связано с земным детством Метеоры (а следовательно, греет наши постсоветские души) и дает большое пространство для раскрытия Зигги, любящего «доминировать и унижать» (ну или убегать).

Еще одна причина читать «Метеору» — хорошая работа художников, которых у серии было немало и которые старались придерживаться определенной стилистики. Местами мы видим очень красивые пейзажи планет, например, родины Пуша. Миры, развитые технически, не отстают в художественном разнообразии. Задники панелей часто однотипны, однако художники про них отнюдь не забывают. Мне нравится и дизайн персонажей. Образы главных героев лаконичны, отражают их характеры, а второстепенные персонажи интересны из-за их расового разнообразия. Еще большую выразительность рисунок приобрел благодаря работе колористов, которые нередко используют контраст ярких и тусклых оттенков преимущественно холодной палитры цветов. Умеют авторы работать и с композицией панелей — я даже заметил использование приема, помогающего создать ощущение течения времени в рамках одного кадра, внимание на который обращал маэстро Скотт Маклауд в своем исследовании «Понимание комикса».

Но правды ради стоить отметить, что все значительно изменилось с приходом Андрея Родина: вполне себе серьезная арка стала выглядеть как детский — причем не самый выразительный — мультфильм. Нужно ли говорить, что это подпортило общее впечатление от серии?

В целом я бы не сказал, что «Метеора» — плохая серия, несмотря на все обнаруженные мной недостатки. Местами комикс напоминает шаблонный сай-фай, в котором один увидит «Звездные Войны», другой — «Пятый элемент», а третий найдет косвенные параллели с произведениями Айзека Азимова. Однако довольно увлекательным его делают общий антураж многонаселенного космоса, несколько фактурных персонажей и удачный юмор. Я продолжу читать серию в надежде на то, что авторы наконец расставят точки над i и представят на суд читателей интересное продолжение истории.

© А. Соловьёв