«Инуясики» Хироя Оку

«Инуясики» Хироя Оку, изображение №1

Когда читаешь «Заводной апельсин», поражаешься в первую очередь двум вещам: описываемой в книге жестокости и возрасту главного героя. Они заставляют относиться к произведению лишь как к литературному преувеличению, созданному для того, чтобы заострить внимание читателя на проблемах общества. Но последняя страница остается позади, томик ставится на полку, а наше внимание переключается на социальные сети, где, к сожалению, нередко можно увидеть нечто такое:

«Студент МГТУ убил свою бывшую девушку и написал об этом во “ВКонтакте”»

или «Почему школьник напал на детей и учителей с топором в поселке под Улан-Удэ?».

Никакая литература не может быть ужаснее реальности, ведь предметом вдохновения для автора становятся происходящие вокруг него события. И в этом смысле Хироя Оку не стал исключением. Автор «Gantz» вернулся в 2014 году с новой мангой — противоречивой, чернушной и дающей пищу для споров. Но обо всем по порядку.

Пятидесятивосьмилетний Итиро Инуясики воспитал двух детей, построил небольшой дом, умудрился не влезть в долги и в целом живет обычной жизнью офисного служащего. Однако читать историю о счастливых людях было бы неинтересно, потому автор показывает, что у старика находят рак, семья не считает мужчину авторитетом, а единственным его другом является пес. В один прекрасный вечер пролетающий над городом космический корабль терпит крушение, заодно убивая Итиро. Чтобы скрыть следы своего присутствия, пришельцы перемещают разум человека в тело боевого андроида.

«Инуясики» Хироя Оку, изображение №2

В злосчастном парке во время крушения НЛО находился еще один человек — Сисигами Хиро. Школьник, чьи родители развелись и чей единственный друг не ходит в школу из-за угроз хулиганов. Хиро тоже обретает новое тело. Два человека с разным жизненным опытом получают оружие, равного которому нет на Земле. Что может пойти не так?

Пути главных героев расходятся в противоположные стороны. Итиро решает встать на путь уничтожения якудза и таким образом снизить уровень бандитизма в городе, а Хиро, подобно Раскольникову, через убийства пытается понять, кем же он стал. Последний убивает по одной семье в день, попутно пытается вылечить мать от рака, обчищает банкоматы и защищает лучшего друга от хулиганов, делая аккуратные дырочки в их лбах.

К чести автора, «Инуясики» не превращается в историю о столкновении поколений. Персонажи долгое время не вступают в конфронтацию, что позволяет лучше раскрыть ситуации, в которые они попадают. Мысли Хиро не озвучиваются. Читателю представляются только его поступки и разговоры с другими людьми, которые нередко бывают гротескны. Например, герой безмятежно ведет с девушкой разговор о манге, несмотря на то что в соседней комнате лежат бездыханные тела членов ее семьи. Контрастом вступают его отношения с отцом и матерью — теплые и семейные. Ближе к середине манги Хиро начинает казаться заложником обстоятельств. Что делать, если знания по физике и математике тебе дали, а вот научить быть человеком забыли?

«Инуясики» Хироя Оку, изображение №3

История Итиро совершенно иная. В данном случае человек измениться уже не может — не тот возраст, зато с великой силой приходит великая ответственность, которую повидавший жизнь старик готов взять на себя. Жестокость его поступков обоснована и четко выверена. Автор использует принцип адекватного ответа: не нужно убивать хулиганов, достаточно открыть общественности глаза на их действия, а якудза прекрасно проведут остатки своих дней и будучи парализованными.

Изначальная идея интересна. Круговорот зла для Хиро и правильное применение сил для Итиро — хорошая основа для сюжета. «Преступление и наказание» в современных реалиях, с уклоном в фантастику. Неплохо удались и сопутствующие элементы вроде истории старшей дочери Инуясики, которая хочет стать мангакой и быть богатой. Добрый герой воспитал алчную и тщеславную дочь.

Автор прошелся по современным технологиям и их использованию, травле в интернете, презрению обществом. Это не выглядит надуманным. Если обычные дети, которые не имеют тел андроидов, приходят в школу с оружием и начинаются убивать, то стоит ли удивляться поступкам фактически бессмертного подростка? Да что подростка — идея безнаказанности преступления не нова в комиксах. Взять того же Азарелло и его «100 пуль».

«Инуясики» Хироя Оку, изображение №4

Общее впечатление портит тотальная халтура. Большая часть фонов — это обработанные фотографии. Такой прием вполне допустим, учитывая, что стиль Хироя достаточно реалистичен. Однако иногда фон противоречит изображаемым событиям. По улице бежит полуголая девица, а люди вокруг не обращают на нее внимания: не отводят глаз или, наоборот, не достают мобильные телефоны, чтобы снимать. Они будто находятся в совершенно ином измерении. Так же нелепо смотрится интерфейс настоящего телефона в нарисованном мире.

Хронометраж затянут из-за излишней эмоциональности. Семнадцать страниц слез — это перебор, особенно учитывая дублирование панелей. Я понимаю, что на этих людей обрушилось горе, но не нужно делать из читателя идиота, доказывая ему очевидные вещи. Восемьдесят пять номеров манги уместились в одиннадцать серий сериала. Просто показывать больше нечего.

Если принять в расчет все вышеперечисленное, то концовку нельзя назвать притянутой за уши. Во-первых, ружье повесили еще в первом акте, а во-вторых, историю все же надо было закончить. Автор сказал все, что хотел, и сделал это так, как мог.

© Ю. Гламаздо