В давние времена, когда я еще мог перепутать Хэнка Пима и Скотта Лэнга, о вселенной Капитана Америка и Железного Человека мне было известно до смешного мало, что, однако, не помешало мне пройти тест «Кто вы в комиксах Marvel?». Результат: «Черная Пантера». Взглянув на прилагавшуюся иллюстрацию, я не узнал персонажа, внешне напоминавшего Бэтмена. Сходство натолкнуло на мысль, что это марвеловская копия ушастого мстителя, но на деле оказалось, что Пантера чернокожий, а не белый гетеросексуальный американец, и, более того, ближе стоит к Аквамену, чем к Брюсу Уэйну, ведь он не только ведет супергероскую деятельность, но и умудряется править небольшим королевством в дебрях Африки.
Прошло еще немало времени, прежде чем я стал замечать Т’Чаллу на задворках марвеловских сюжетов. Именно на задворках, потому что каждый раз он играл роль эпизодическую, а в некоторых сериях — вроде «Зомби» — вообще оказывался чуть ли не реквизитом. Меня это расстраивало, ведь у персонажа есть огромный потенциал. Мало того что Пантера — этакий черный Капитан Америка, так он еще и политик, что дает возможность затронуть так много важных тем.
Мне захотелось узнать Т’Чаллу лучше. Благо как раз тогда на русском языке вышел том с говорящим названием «Кто такой Черная Пантера?» Сценаристом оказался небезызвестный создатель сюжетов для телевидения — Р. Халдин, а за рисунок отвечал Д. Ромита-младший, к которому на тот момент я уже привык и которого даже в какой-то мере полюбил. Складывалось все довольно удачно.
Должен признать, что в случае Черной Пантеры меня больше интересует не сам персонаж, а его родина. Ваканда. Маленькое королевство в самом сердце черного континента, окруженное странами, погрязшими в распрях и коррупции. Уголок цивилизации и порядка, который по своему развитию давно перегнал и Америку и Европу. У меня имеется слабость к подобным локациям. Я обожаю страны и города-аутсайдеры, которые способны заткнуть за пояс любое раздувшееся от самодовольства цивилизованное государство. Потому во вселенной «Игры престолов» я люблю процветающий Браавос, построенный «рабами и шлюхами», а во вселенной Marvel — Ваканду.
Так что меня порадовало начало, где рассказывается о родине Т’Чаллы. Через эпизоды из разных эпох автор — пусть и поверхностно — знакомит нас с прошлым Ваканды, ее обычаями и порядками. Причем контрастом для африканского королевства выступают США, жадные до ресурсов и технологий, которыми Черные пантеры делиться совсем не хотят.
Концепция Ваканды интересна мне по многим причинам. Одна из них — переплетение в рамках одной цивилизации высоких технологий и примитивных верований. Этакая смесь магии с микросхемами. Надо признать, что для мира, где в Нью-Йорке живет верховный колдун планеты, наличие магии вполне нормально, но если оценивать этот странный коктейль и без контекста, выходит довольно интересно.
Помимо этого, мне симпатична закрытость родины Т’Чаллы. Это напоминает времена, когда у каждой страны имелось собственное географическое общество, чьи представители снаряжали опасные экспедиции в страны, изолированные от мира законами, традицией или самодурством.
В общем, мне хотелось увидеть это высокотехнологичное племя, хотелось посмотреть, какой фаталистичный мир может создать фантазия сценариста и художника. Однако меня ждало разочарование. Иллюстрирует это первая же сцена, которая знакомит нас с Вакандой. На протяжении пары номеров несколько персонажей рассказывали, насколько далеко королевство ушло вперед по сравнению с остальным миром, а как только автор переносит нас в вибраниумные шахты, мы видим рабочего, размахивающего киркой. То есть вакандцы смогли изобрести лекарство от рака, но при этом смастерить хотя бы отбойный молоток у них не получилось. В итоге мы видим и обычные самолеты, и непримечательные дома, и совершенно нормальные наряды. Ничего, что поражало бы и удивляло.
Вместо этого Халдин с головой ушел в политику. Основной сюжет очень прост: молодой Т’Чалла получает в честном поединке мантию короля Ваканды, и в то же время на его страну нападает союз нескольких суперзлодеев, спонсированный Бельгией и Ватиканом. Здесь обнаруживаются отсылки к колониальным махинациям Леопольда II и слабостям Рима к жестоким мерам христианизации «варваров». Кроме того, в конфликт вмешиваются и США, которым недостаточно того, что их солдаты разбросаны по всему земному шару.
Все эти жестокие и алчные страны становятся контрастным фоном для Ваканды, где царит взаимное уважение, главенство традиций и социализм в его расцвете. Так что мотив мести здесь — скорее побочная необходимость, чтобы показать отношение автора к западному миру.
Но разберемся с главным вопросом: знакомит ли комикс читателя с Черной Пантерой? Скорее да, чем нет. Однозначный ответ сложно дать потому, что образ Пантеры неотделим от его страны, ведь он король. И Халдин раскрывает не персонажа, а взаимосвязь героя и его родины. В итоге мы узнаем и о Ваканде, и о прошлом Т’Чаллы, и об отношении других стран к королевству. Ощущение знакомства после прочтения все-таки есть.
Что же касается рисунка, то это Ромита-младший. Тут, пожалуй, трудно что-то говорить, потому что каждый читатель сам решает для себя, любит ли он работы Джона. Немало найдется тех, кто не переносит квадратные лица изображаемых им героев, хотя в случае Пантеры, учитывая, что создали его Кирби и Ли, угловатость черт можно даже расценить как реверанс в сторону Короля.
В целом это интересная арка, которая знакомит нас с Вакандой и Черной Пантерой. Пусть она и вышла слишком политизированной в ущерб более глубокому раскрытию главного героя, читать комикс интересно, хоть и не понятно, зачем же там француз. На мой взгляд, Т’Чалла — персонаж с большим потенциалом, потому хотелось бы видеть больше сольных серий о нем.