Франшизу «Судья Дредд» сложно назвать всенародно известной, однако упоминание о ней может всколыхнуть приятные эмоции у многих людей, даже не знакомых с комиксами, что связано в первую очередь с кинематографом. В частности, брутальный страж правосудия, по долгу службы совмещающий судебные и полицейские функции, был главным героем картин 1995 и 2012 годов, последняя из которых, на мой взгляд, достойна звания настоящего шедевра экшн-жанра. Впервые же Джозеф Дредд появился на страницах британской антологии «2000 AD» в далекие 70-е годы прошлого века и с тех пор успел стать главным героем десятков графических историй. Об одной из работ, изданной на русском языке, мы и поговорим сегодня.
В лимитке от издательства «IDW», состоящей из четырех номеров, перед нами предстает Дредд на исходе своего дебютного года службы. Жизнь в мрачном мире, пережившем ядерную войну, тяжела, однако и без того напряженную криминогенную обстановку в городе Мегасити-1 усугубляет загадочное происшествие с подростками — у них неожиданно просыпаются сверхъестественные способности. Недоросли направляют полученные силы в деструктивное русло, и чтобы остановить их, нашему герою приходится объединиться с членом особого пси-отдела — Риорданом, без которого не удастся обнаружить причину произошедших событий.
Сюжет комикса нельзя назвать впечатляющим. Интрига, связанная с поиском источника паранормальных способностей, худо-бедно держится, однако основная сюжетная линия критики не выдерживает. Двигателем истории выступает Риордан, который, словно тягач, тащит Дредда за собой, в особо сложных ситуациях прибегая к помощи роялей в кустах. Главному герою остается лишь стрелять, совершать необдуманные поступки, а ближе к финалу еще и прийти к дедуктивному умозаключению, которому позавидовал бы сам Шерлок Холмс.
В целом работу Мэтта Смита можно охарактеризовать как халтуру. Имея неплохую завязку и все возможности для создания эффектного финала, сценарист не удосужился выложиться на все сто, потому темп повествования оказывается неровным, диалоги — унылыми, а концовка — скомканной. О развитии персонажа говорить и вовсе не приходится. Апогей безалаберности — эпизод с противомятежной пеной. Это средство, применяемое для усмирения разъяренных толп, судьи успешно используют в борьбе со злодеями, способными управлять огнем, но уже через несколько страниц отказываются от него, обосновывая это тем, что слишком велика «опасность возгорания из-за противников с пирокинетическими способностями». Как можно допустить такую оплошность — уму непостижимо!
«Судья Дредд» — в первую очередь боевик, и ему, казалось бы, многое можно было бы простить за один только экшн, но, увы, и здесь далеко не все гладко: значительная часть сцен сражений и перестрелок лишена динамики, многие панели плохо стыкуются друг с другом, из-за чего четкая картина боевых действий не вырисовывается.
Стоит отметить еще один печальный факт: комикс совершенно не соответствует своему названию и концепции, так как главный герой ни поступками, ни внешним видом не напоминает малоопытного юнца. В истории с подзаголовком «Год первый» ожидаешь увидеть эпизоды, рассказывающие о неуверенных шагах, ошибках, ментальном взрослении и формировании личности, однако в комиксе ничего этого вы не найдете. Перед нами предстает самый что ни на есть обыкновенный Дредд, которого совершенно точно нельзя назвать салагой, что, однако, позволяют себе некоторые персонажи, хотя нужно признать, что это, учитывая его брутальный облик и пафосную речь, выглядит просто нелепо. Я не знаком с историей создания серии, но у меня сложилось впечатление, будто комикс должен был стать обычной лимиткой о похождениях вполне зрелого судьи, которая из сугубо маркетинговых соображений получила косметические правки и соответствующее название.
Визуальная составляющая серию тоже не спасает. Несмотря на то что грубоватый рисунок Саймона Колби подходит комиксу и неплохо передает его удручающую атмосферу, он обладает рядом существенных недостатков. Даже если оставить в стороне упомянутую выше проблему с экшн-сценами, в глаза бросаются плохо проработанные панели и практически идентичные лица персонажей-подростков — похоже, художник, как и сценарист, решил лишний раз себя не утруждать.
«Судья Дредд. Год первый» — весьма посредственный комикс, уровень которого значительно ниже среднего. Первый блин вышел комом, и остается лишь надеяться, что издатели не забудут о персонаже и порадуют русскоязычных читателей более качественными произведениями о брутальном хранителе порядка из Мегасити-1.