«Архангел» У. Гибсон

«Архангел» У. Гибсон, изображение №1

Уильям Гибсон по праву считается отцом киберпанка. Он описал основные элементы жанра, придумал термин «киберпространство», создал целый мир в нескольких связанных романах и рассказах еще в те годы, когда Масамуне Сиро было пятнадцать лет. Во многом Гибсон предсказал не столько технологическое развитие мира, сколько отношение людей к технологиям. Именно поэтому все, что выходит из-под пера этого автора, стоит прочтения, будь то киберпанк, шпионский триллер или сёнэн-ай хентай. Так мне казалось…

Человечество в очередной раз благополучно разрушило свой мир ядерными бомбами. В развернувшемся на Земле аду горстка выживших отдала власть в руки сурового генерала, у которого был безумный план побега. Он всего-навсего предполагал с помощью квантового расщепителя создать еще один мир, а после отправить в прошлое своего сына, который должен устроить третий ядерный взрыв во время Второй мировой войны. Помните случай с бабочкой в одном из рассказов Брэдбери? Здесь тот же принцип, только вместо бабочки — ядерная бомба. Противостоять коварному плану будут ученая-инвалид и пара морпехов из будущего. Последних отправляют в прошлое, где один из них погибает, а второй встречается с местными аналогами Пегги Картер и Стива Тревора. Итак, мы подходим к первой проблеме…

… персонажи. Гибсон никогда не был способен тщательно выписывать характеры на страницах книг, однако предыстория и мотивы героев присутствовали всегда. Но объем из пяти номеров не позволял в достаточной степени проработать образы каждого персонажа, потому сценарист решил и вовсе себя не утруждать. Люди без прошлого задумали остановить апокалипсис. Причем команда подобралась из разных эпох, но кого это волнует? Ни странных словечек, ни терминов из будущего — между героями не найти никакой разницы. О прошлом персонажей намекают разве что татуировки на теле оставшегося в живых морпеха по имени Пилот да упоминание отношений между Винсентом и Наоми — военными из Америки и Британии.

«Архангел» У. Гибсон, изображение №2

Комикс прост до неприличия. Гибсон пытался написать приключенческий шпионский роман, однако сразу же допустил промах с персонажами, а после и вовсе ударился в нудные диалоги. Шпионы разных стран благополучно пьют в одних барах, у них общие явочные квартиры, а для договоров, способных поставить мир на порог ядерного апокалипсиса, не нужны санкции высшего руководства. Главные герои делают выводы, достойные Шерлока под героином: если у потенциального диверсанта нашли фрагмент пластика, которого еще не придумала родная держава, значит, он из будущего. Никаких секретных разработок ни одна страна не ведет, видимо. «Упрощение в угоду зрелищности», — скажете вы, но… и здесь не все гладко.

«Экшен» есть. Его немного, в основном это эпизоды пальбы во все стороны при попытках героев уйти от преследования. Самый зрелищный момент — выкалывание глаза кибермухой. На страницу перестрелки — две-три страницы диалогов. Причем это не диалоги «Трансметрополитена», где было любопытно следить за мыслями Спайдера Иерусалима и соглашаться с его позицией. Хоть бы оружие интересное было, а сцены погонь — более разнообразными, как в «Императрице» Миллара. Но нет. Может быть, идея у комикса прорывная?

«Архангел» У. Гибсон, изображение №3

От автора «Нейроманта» ожидаешь хорошей порции пищи для размышлений. Тем более что ядерная угроза — проблема, не теряющая актуальности. Кэйдзи Накадзава написал много прекрасных книг на эту тему, доказывая всем оголтелым милитаристам, что война — это в первую очередь смерть в мучениях. Гибсон решил вообще не поднимать никаких интересных тем. Я не понимаю почему.

Единственное, что получилось хорошо — это интрига второго плана. Зачем ученой-инвалиду ядерная бомба и во что превратится новый мир — узнаете в конце. Если только, читая, не уснете.

По традиции пару слов о рисунке. Общие планы приятны, фоны прорисованы, для передачи атмосферы военного времени используются оттенки коричневого. К сожалению, в основном читателя, по неосторожности купившего книгу, ждут крупные планы лиц, которые от кадра к кадру становятся все уродливее. Наоми (как главной героине) досталось особенно сильно. Время от времени ее лицо искажается такими гримасами, которые способны напугать сильнее, чем наводимые Фредди Крюгером кошмары.

«Архангел» У. Гибсон, изображение №4

В очередной раз знаменитый писатель решает попробовать себя в новой, якобы смежной области и терпит полную неудачу. Пытаясь проникнуться творчеством Гибсона, я параллельно читал «Граф Ноль» на двух языках, чтобы не упустить деталей. Так вот, «Архангел» будто писал другой человек. Нет идеи, интересных персонажей, продуманного мира. Конечно, виной тому малый «хронометраж» комикса, однако Ремендер умудрялся вместить в пять номеров намного больше. «Токийский призрак» содержит идею, занятных героев и проработанный мир, что подкрепляется работой художника. Подкрепляется, а не вытягивается из пучины провала. Зато на обложке гордо красуется имя знаменитого автора, отца киберпанка.

© Ю. Гламаздо