«Slam Dunk» Такэхико Иноуэ

«Slam Dunk» Такэхико Иноуэ, изображение №1

Сакураги Ханамичи, хулиган и разгильдяй, поступает в старшую школу Сёхоку, где влюбляется в красавицу Харуки. Желая впечатлить девушку, он записывается в местную баскетбольную секцию. Вот только у Сакураги многовато спеси и маловато навыков, потому ему предстоит долгий путь к званию баскетболиста.

Начинается манга нетипично. Вместо трудолюбивого и усердного спортсмена перед нами предстает настоящий хулиган, которого никому не захотелось бы встретить в темном переулке. Более того, первые 20–30 глав посвящены не столько баскетболу, сколько изображению перехода Сакураги с «улицы» в «зал». Можно отметить сходство с тенденцией, получившей развитие в России 90-х, когда спортивные секции спасали подростков от уличной жизни, прививали дисциплину и любовь к спорту.

Однако про суровую действительность детям от двенадцати до восемнадцати читать рановато, потому «хулиганская» часть выражена преимущественно намеками. Нам еще сопереживать этому балбесу тридцать один том. Вместо этого в сюжет введена слабая любовная линия, которая является базовой мотивацией главного героя. По большому счету история Харуки — не более чем рудимент, который благополучно уходит на дальний план уже во второй половине манги.

«Slam Dunk» Такэхико Иноуэ, изображение №2

Иноуэ Такэхико поставил перед собой иную задачу — позволить читателю с головой погрузиться в мир баскетбола. Сюжет строится из эпизодов тренировок и матчей команды школы Сёхоку. В манге практически не найти взрослых персонажей, за исключением тренеров и пары учителей, играющих роль комедийных героев. Причина проста — любые другие персонажи стали бы лишь балластом. В манге уже есть все, что необходимо: увлеченность, азарт, молодость и баскетбол.

Не беда, если вы понятия не имеете, что такое «dunk», как исполняется «парашютик» и сколько игроков на поле. Вам все объяснят, но так, что вы не заметите, как изучили азы игры, поскольку автор делает это ненавязчиво, показывает в рамках сюжетных ситуаций. Недаром Иноуэ был награжден премией Баскетбольной ассоциации Японии в 2010-м за популяризацию этого вида спорта.

Каждая сюжетная арка, посвященная очередному матчу, захватывает так, будто смотришь матч любимой команды по телевизору. Только в манге все подробнее, с включением в повествование мыслей тренеров и игроков, разборов ситуаций и возможных стратегий выхода из создавшегося положения. Местами кажется, что перед тобой не баскетбол, а шахматная дуэль, но уже через пару страниц автор демонстрирует умение создавать динамические кадры, прорисовывая каждую деталь, и сердце вновь замирает в волнении.

«Slam Dunk» Такэхико Иноуэ, изображение №3

Достигается это за счет построения связи между читателем и героями. Сёхоку — проблемная команда, которую составляют бывшие хулиганы, зазнавшиеся гении, мечтатели и просто трудолюбивые ребята, желающие выиграть. Каждый найдет близкого по духу персонажа. Главная же заслуга автора заключается в том, что ему удается затрагивать те струны души читателя, которые отвечают за амбиции и тягу к величию, как бы пафосно это ни звучало. Желание побеждать заложено в любом человеке, потому стремление сопереживать команде, которая ставит перед собой цель одержать честную победу, продиктовано едва ли не самой природой.

Читателю предстоит немало поволноваться. Исход матчей сложно предугадать. Счет меняется постоянно, игроки выкладываются по полной, все может измениться за считанные секунды. Иноуэ учитывает не только физиологическую сторону вопроса, но и психологическое напряжение, охватывающее игроков. Не всегда благоприятный исход определяется счетом. Сможет ли травмированный игрок выступить в следующем матче? Читателя помещают в центр борьбы; он, словно незримый дух, находится на площадке и видит испуганный взгляд блокируемого игрока, искру надежды после удачного трехочкового броска и гаснущий огонь в глазах при увеличивающейся разнице в счете.

С каждым томом рисунок становится все детальнее. Временами кажется, что, будь у Такэхико хороший колорист, манга могла бы встать вровень с европейскими BD. Изображение игроков на площадке строго реалистично. Анатомия тела точно соблюдена — видно, как работает каждая мышца. Особенно удачно получились лица. Скупые на реплики во время игры персонажи выражают эмоции с помощью мимики. Даже вставки комичных кадров не раздражают, а позволяют снизить градус напряжения и слегка перевести дух.

«Slam Dunk» Такэхико Иноуэ, изображение №4

К тому же не все здесь выдумка. Сакураги Ханамичи списан с реального игрока, который подавал надежды в старшей школе, но погиб в автокатастрофе. Глубокие познания и любовь автора к баскетболу позволяют ему изображать реалистичные ситуации, разворачивающиеся на площадке. А в их правдоподобии Такэхико удалось убедить не только меня, ведь «Slam Dunk» — одна из самых продаваемых историй в Стране восходящего солнца, получившая успешную экранизацию и признанная лучшей мангой всех времен по результатам опроса, проведенного Министерством культуры Японии в 2007 году.

© Ю. Гламаздо